В незапамятные времена человек начал приручение диких животных, таких как коровы, овцы, куры, гуси и прочие. Животные эти поддавались воздействию человека и часто меняли свою первоначальную суть. И лишь кошка, живя рядом с человеком, осталась неприрученной, самостоятельной и своенравной.

Кошка сохранила свою первоначальную форму, хотя имеет различия по складу тела или длине и окраске шерсти.

Домашняя кошка — ласковое, милое, грациозное существо. Ее чаще других животных держат в доме. Почему? И как она оказалась рядом с человеком?

Семейство кошачьих весьма представительно. В него входят и самые крупные, самые совершенные в природе хищники — ловкие, сильные, прыгучие, быстрые — тигр, лев, пантера, ягуар, пума, гепард — и хищники помельче — рысь, манул, каракал, камышовый кот, расселившиеся по всему свету, кроме приполярных областей.

Давным-давно в долине Нила благоприятный климат и плодородные, удобряемые речным илом, почвы позволили человеку перейти от кочевья к оседлому земледелию, и в результате скопления в одном месте множества людей образовалось государство фараонов. Щедрость природы, упорный труд населения и централизация власти укрепили страну. За три тысячи лет до нашей эры властелины Черной земли уже вовсю совершали грабительские набеги на соседей. Из Нубии, расположенной выше по течению Нила, вывозились рабы, дерево, скот, золото, пряности, слоновая кость. И именно из Нубии попали в Египет первые одомашненные кошки. Надо сказать, пришлись они ко двору. Дело в том, что объем собираемых урожаев позволял не только прокормить страну, но и создавать запасы зерна впрок, а зерно нуждалось в защите от полчищ грызунов. И только кошки в тогдашних условиях смогли справиться с задачей охраны и сбережения добытого тяжелым трудом богатства. Они стали отличным биологическим, как говорят сейчас, средством борьбы с мышами. Сохраненные кошками излишки зерна помогали египтянам выжить во времена военных и стихийных бедствий. Такая старательность и полезность не могла остаться незамеченной, поэтому жизнь этого животного рядом с человеком началась с “золотого века”.

Приручение кошки человеком датируется четвертым тысячелетием до нашей эры — до нас дошло изображение на камне кошки с ошейником — знаком принадлежности хозяину.

Исторические источники доказывают, что по всей долине Нила домашняя кошка пользовалась огромной любовью, уважением и привилегиями. Благодаря загадочности ночного образа жизни, своей редкостной плодовитости и светящимся в темноте глазам, она была объявлена священным животным и посвящена богине Луны, плодородия и деторождения Бает, или Бастет, изображавшейся с кошачьей головой.

Город Бубастис имел храм “кошачьей” богини, к которому в праздники стекались сотни тысяч людей. В честь священных кошек устраивались представления с пением, музыкой, плясками. До нашего времени дошли многочисленные деревянные, костяные, глиняные, золотые статуэтки любимых животных, пожертвованные этому храму паломниками.

Кошек называли “добрыми духами жилища”. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку — животное чистоплотное и не позволяющее мышам бегать по столу. Это верование говорит, между прочим, и о том, что кошки в те времена были в каждой семье.

Люди повсюду уступали дорогу пушистым созданиям, а при пожаре в первую очередь выносили из дома кошку, и только после этого — вещи.

О смерти кошки в семье египтянина скорбили больше, чем о смерти сына. В знак траура все обитатели дома, утратившего животное, обрезали волосы и выщипывали брови.

О высоком почитании кошки в Древнем Египте свидетельствует и такой факт: за ее даже нечаянное убийство полагалась смерть. Этот суровый закон строго соблюдался веками и сошел на нет лишь после завоевания Египта римлянами, то есть тогда, когда перестало существовать государство фараонов. В период эллинизации Египта разгневанные жители Мемфиса чуть не снесли до основания квартал, заселенный греками, когда узнали, что кто-то из его жителей утопил котят. Случались и самосуды над иностранцами, убившими кошку нечаянно, по неведению. Увы! Незнание закона не освобождает от ответственности.

Трудно поверить, но из-за преклонения перед кошкой египтяне даже терпели военные поражения. В 525 году до нашей эры персидский царь Камбиз, ведя войну против фараонов XXVI династии, приблизился к границам Египта. Войско фараона, имевшее в своих рядах и греческих наемников, оборонялось отчаянно. Но тут коварные персы пошли на хитрость. Добыв необходимое количество кошек, персидские воины, шедшие в первых рядах, выставили их перед грудью вместо щитов. Отменные египетские лучники, сдерживавшие врага, из боязни убить кошку, прекратили стрельбу, и только тогда персы смогли смять противника.

Обожествление кошки дошло до того, что после смерти ее бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах. За долгие века скопилось несметное количество кошачьих мумий в деревянных, бронзовых и даже золотых ящиках — на одном из кладбищ — под Мемфисом — археологами обнаружено триста тысяч мумий, на другом — около Бени-Хасана, сто восемьдесят тысяч. Благодаря такому количеству, сегодня они имеются в научных коллекциях крупнейших музеев мира.

Известна история о том, как в прошлом веке один хитроумный торговец привел в Англию целый корабль, груженный мумиями кошек, рассчитывая реализовать их как удобрение. К счастью, авантюра не удалась. Вместо фермеров груз достался ученым.

Вывоз кошек из Египта был запрещен. Видимо, это и сказалось на медленном распространении домашней кошки по миру в те времена. И все же покорение домашней кошкой мира берет истоки в Египте. Отсюда в Китай, Таиланд, Бирму, и на север — через Крит и Рим в Европу.

До четвертого века нашей эры прирученной в широких масштабах кошки в этих краях не существовало — она не упоминается ни в Библии, ни в древнеиндийских Ведах.

В результате многих скрещиваний пришельцев из Африки с местной — дикой лесной европейской кошкой — и возникла домашняя форма этого животного.

В раннем средневековье домашние кошки были редки и дороги, но христиане относились к ним неплохо. Например, кошка была единственным домашним животным, которое дозволялось держать в женских монастырях. Кстати, предполагают, что именно монахи “разнесли” кошку по всему континенту, и она, как и в Египте, оправдала надежды. В десятом веке Европу заполонили полчища крыс, мигрировавших из Азии, и у кошек оказалось много работы. Они помогали уберечь имущество и выполняли роль ассенизаторов, уничтожая мерзких тварей, разносящих болезни.

Но по мере усиления христианства религиозная борьба обострилась, и для кошки наступили черные времена. За то, что она была языческим богом, за пристрастие к ночным прогулкам, бесшумное передвижение, светящиеся ночью глаза (за все то, за что чтили в Египте) кошку объявили исчадием ада, воплощением нечистой силы, пособницей ведьм. Особенно туго пришлось черношерстным.

В те мрачные времена немногие из людей, обладавших властью и понимавших, какую она приносит пользу, выступали в защиту- кошки. Но все же защитники были. Известно имя владетельного князя Уэльса Хаувелла Дда, издавшего в 936 году закон, защищавший кошку от фанатичных преследователей. Но, увы, перевес был не на стороне этого закона. Перевес был на стороне инквизиции.

Негуманное, нелогичное отношение к кошке продолжалось долго: например, в бельгийском городе Иперне лишь лет сто пятьдесят назад было покончено с девятисотлетней традицией, введенной графом Болдуином Фландрским, ежегодно, в один из дней поста сбрасывать кошек с высокой башни.

В застенках инквизиции кошек пытали с пристрастием, как людей, а так как зверьки в грехе не сознавались, мракобесы их казнили — топили или сжигали.

По всей Европе в католические праздники — на масленицу, на пасху, в великий пост — словом, беспричинно л постоянно живьем жгли и зарывали в землю кошек, и все это при огромном стечении народа и с соответствующими церемониями. Существовало нелепое поверье: если замуровать кошку в стену дома или под крыльцо — крысы и мыши будут бояться и обходить жилище стороной, хотя, естественно, для подобных целей больше подходит все-таки живая кошка.

Именно оттуда, из сумеречного средневековья, пришли к нам суеверия, связанные с кошкой: черная кошка перебежит дорогу — жди беды; ужасен кошачий чих — он вызывает зубную боль — и тому подобная чепуха. Именно средневековье приписало кошкам сверхъестественную силу, и именно с тех пор они скребут у нас на душе.

Но, с другой стороны, если хвост черного кота приложить к веку — пройдет ячмень на глазу. Если кошачий чих услышит невеста в день свадьбы, то безоблачная семейная жизнь обеспечена. В Англии встреча с черным котом обещает удачу. Также приносит удачу и сулит всяческие блага и присутствие кота на корабле.

Все эти поверья — положительные и отрицательные, — собранные вместе, конечно же, выявляют их полную несостоятельность.

В то же время в исламских странах, в отличие от европейских, кошке оказывались неизменные почет и уважение, в отличие от “презренной” собаки. Согласно легенде, Магомету, очень любившему кошек, необходимо было встать и уйти, но на широком рукаве его халата спала одна из них. Чтобы не беспокоить любимицу, Магомет ушел,... отрезав рукав.

В период Возрождения, по мере распространения просвещения в противовес религиозному дурману, положение кошачьих масс улучшилось. Многие культурные люди оставили свидетельства своей любви к кошкам. Историки указывают, что политический деятель эпохи Людовика XIV Кольбер любил работать, окружив себя кошками. Большим кошатником слыл всемогущий и грозный кардинал Ришелье. Художник из Швейцарии Готфрид Минд за свои излюбленные сюжеты даже получил от современников прозвище “кошачьего Рафаэля”. Большой знаток кошек великий гуманист Данте выучил одну из кошек держать в лапе горячую свечу долгими темными вечерами, хотя трудно сказать, зачем ему это было нужно. Ясно, что кошка не испытывала в подобном изыске ни малейшей потребности.

На Руси кошка существовала нормально. Языческая славянская мифология не относила кошку “к нечистым”, инквизиции не было — живи да работай на здоровье! Испокон веков существовало мнение: собака — хозяйка двора, кошка — хозяйка дома. И крестьянин, и купец кошку уважали за ее труд. Купцы, а особенно купчихи, вообще души не чаяли в кошках — посмотрите хотя бы на некоторые картины Кустодиева или Репина — кошка явно была символом и витриной благополучия дома. Раскопки, проводимые в Новгороде, в числе прочего показали, что уже в четырнадцатом веке кошки были горячо любимы горожанами. А в восемнадцатом веке в Зимнем Дворце содержалось триста кошек, выражаясь тогдашним стилем, “для перевода мышей”.

Не обошлось в истории и без курьезов. Парижские любители повеселиться собирались в одном из уголков Монмартра, в кафе “Черный кот”. Изрядно порезвившись допоздна, наутро, как и положено, маялись головной болью, и слово “кот” стало символом ночной парижской жизни. Когда моду на подобные гулянки переняли в Берлине, то старое немецкое название кота “катер” приобрело новый смысловой оттенок, став синонимом слова “похмелье”.